Первое высшее и последипломное, сихронное и асинхронное, свободное и программированное, бимодальное и открытое; социальная сеть с добровольной взаимопроверкой упражнений и жесткая система e‑learning, автоматизирующая управление студентами и преподавателями, – всё это оно, дистанционное образование. Неудивительно, что выбор этой формы обучения в основном сводят к предпочтению того или иного метода, с помощью которого она реализуется. И, казалось бы, какая разница, что за организация предлагает учебу на дистанции: всё равно заниматься вы будете на своем компьютере!
 

Однако вопрос выбора учебного заведения традиционно важен. Если классическое высшее образование по очной форме обучения обычно стремятся получать в университетах с историей, то как быть с современной дистанционной учебой: наоборот, выбирать как можно более новые варианты – или отдавать предпочтение проверенным «зубрам»? И, кстати, какие учебные заведения в нашей стране стояли у истоков этой замечательной формы обучения?
 

Дистанционные отделения вузов России открывались каждое в свою пору. Они были настолько своеобразны, что в результате у российского дистанционного образования получилось много дней рождения, и лет ему по‑разному. А вообще пара десятилетий – это уже история. Давайте посмотрим, как всё начиналось, и решим, как с этим быть!
 

Истинные джентльмены выбирают Международный институт менеджеров ЛИНК, реализующий программы, технологии и стандарты Британского открытого университета (OU), учредителем которого, разумеется, была королева, а первым ректором – конечно, спикер палаты общин. Как истинные джентльмены, студенты приуменьшают возраст альма‑матер. МИМ ЛИНК основан в 1992 году, а первые группы были набраны еще в 1991‑м! Эта бизнес‑школа дает в основном второе высшее образование, но в ней есть и первое высшее дистанционное – по менеджменту и лингвистике, а также ряд магистерских программ. Именно на эту дату стоит ориентироваться всем тем, кто желает сочетать дистанционное образование с учебой за рубежом. Естественно, не стоит сводить всю широту выбора «дистанционного иностранного» образования к одному институту: разные государства предоставляют также свои национальные программы дистанционного образования, куда берут и россиян как иностранцев. Эта тема заслуживает отдельного обзора.

 

Книга рекордов Гиннесса когда-то отметила Современную гуманитарную академию, основанную в 1992 году, как единственный в мире вуз‑телекомпанию (хотя многие университеты по всему миру используют учебное телевидение). Теоретически СГА способна обучать одновременно с десяток миллионов студентов – подсчитали в академии. Причем… совершенно одинаково. Кто усматривает между разными учебными дисциплинами противоречия и зазоры, тот, познакомившись с учебными пособиями СГА, увидит, что все гуманитарные предметы и примыкающие к ним негуманитарные можно изучать по единой схеме. Если эта схема вас устраивает, СГА – ваш вариант. Ее образовательная политика – измерить информацию: подсчитать количество понятий в каждом учебнике, вынести их в удобный глоссарий, сделать глоссарии примерно одинаковыми, отразить в контрольных работах всё содержание конкретной части курса. Строго дозирован объем нагрузки, выверена информация, представленная в слайд‑лекциях; не может быть так, чтобы не записали аудиокурс, теле‑ или видеолекцию… Алгоритм! Один раз выучишь – потом подставляй новые понятия на место старых. Одновременно в вузе есть масса обучающих компьютерных программ-тьюторов разных видов, а также IP‑хелпинг – проще говоря, индивидуальные консультации. То есть унифицировано не всё.

 

IT‑специалисты выделяют 1993 год: тогда семеро студентов Московского государственного института электроники и математики были зачислены в Государственный университет штата Нью‑Йорк по специальности «Информатика и вычислительная техника». Зарождение дистанционного образования в МИЭМ грамотно и органично сочеталось с внедрением в этом вузе сетевых информационных технологий. Шутка ли: в те времена граждане привыкали к ксероксам, знакомились с факсами, сайты вузов можно было пересчитать по пальцам одной руки – а в МИЭМ уже была внутриинститутская система электронной почты. Если бы среднестатистический IT‑специалист поставил себе задачу ввести где‑либо дистанционное образование, он бы начал с развития качественного сетевого общения в самой организации. И как раз такой вариант прозрачной работы привлек бы к вузу современные компании, а те, в свою очередь открывали бы там собственные учебные центры. Примерно это и было реализовано в МИЭМ.

 

1994 г. – год создания Института дистанционного образования Московского государственного индустриального университета. И уже через несколько лет ИДО МГИУ выбился в первые ряды рассматриваемых здесь учебных заведений. Еще когда во многие дистанционные образовательные учреждения принимали всех подряд, он был сторонником приема на конкурсной основе. Разумеется, это несравнимо с ситуацией в Гонконге в далеком 1989 году, когда в местный Институт открытого обучения абитуриенты умудрились прислать 60 000 заявлений (бланков было втрое меньше) на 4000 мест, но всё же важно. И еще интересно, что, помимо «основного набора специальностей» (имеется в виду экономика и менеджмент), МГИУ уже давно учит автомобиле‑, тракто- и машиностроению. Так что пусть автолюбители считают: дистанционное образование появилось в 1994‑м, и все аналогичные даты не имеют значения.

 

А какого мнения правительство? 30 мая 1997 года – официальная дата рождения отечественного дистанционного образования. В этот день вышел приказ № 1050 Министерства образования России, позволивший проводить эксперимент в соответствующей сфере. В перечне, утвержденным приказом, значилось 6 вузов. Первым по списку и единственным государственным среди них был МЭСИ – ныне Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Его учебный контент с нужным содержанием e‑learning уже продолжительное время отвечает мировым стандартам и спецификациям (хотя надо признать, что сами стандарты постоянно развиваются). Принципы дистанционного образования в престижном МЭСИ изначально включали в себя демократичный пункт «Адаптивность»: предлагаемый учебный продукт должен был быть понятен людям с разным исходным уровнем знаний.

 

Специалисты по международной проектной деятельности тоже остановились бы на дате 1997 – тогда был образован Центр международного дистанционного обучения Российского университета дружбы народов. Сама специфика РУДН задала направление его деятельности: сотрудники ЦМДО разрабатывали иноязычные курсы и программы дистанционного образования с учетом европейского деления выпускников на бакалавров и магистров. Помимо стабильных программ иностранным студентам были предложены яркие проекты по государственному управлению, экономике и туристическому бизнесу.

 

Разработчики электронных учебников, «живущие в Сети», голосуют за Институт дистанционного образования Томского государственного университета – в полной мере дистанционное подразделение традиционного вуза. День создания ИДО ТГУ – 3 июля 1998 года, и положительные отзывы о дистанционном образовании Томска часты в Интернете. Секрет в том, что теме дистанционного образования подчинена не только учебно‑методическая, а еще и научная работа вуза. Конек этого ИДО – университетские программы.

 

Национальный открытый Интернет‑университет информационных технологий – ИНТУИТ – был основан 10 апреля 2003 года (запомните и празднуйте), и за пять дней на его сайте зарегистрировалось уже 400 новых студентов, при том что тогда даже о каких‑либо удостоверениях для выпускников речи не шло, и о признании этого явно учебного заведения образовательной организацией – тоже (а просто здесь предложили много бесплатных и актуальных учебных программ). Количество курсов по информационным технологиям уже за первые годы существования этого обучающего проекта неуклонно приближалось к ста. ИНТУИТ придумали в московском компьютерном издательстве «Открытые системы», где понимали, каким должен быть современный программист и чему ему нужно для этого обучиться. Проекту помогали в Новосибирском университете и РосНОУ. Если многие учебные заведения хотят усилить свою виртуальную составляющую, то ИнтуИт всегда стремился «воплотиться наяву» – и не столь давно получил лицензию на образовательную деятельность.

 

А дальше история дистанционного образования стала набирать обороты, и совсем скоро значительная часть российских вузов уже использовала интернет‑технологии в качестве средств обучения. Другой вопрос – как именно использовала. Где-то дистанционного обучения и сегодня, во втором десятилетии XXI века, всё еще малая толика, зато где-то – вполне львиная доля. Скромную порцию, лошадиную дозу, полный ассортимент, живой организм и сложный механизм к единому знаменателю не привести. Однако очевидно одно: учебные заведения постоянно обрастают новыми интернет-курсами, и нужно четко понимать, что технологии применяются для реализации самых разных проектов, каждый из которых ориентирован на собственную аудиторию. Так что выбирайте не только близкий вам метод, но и нравящийся проект!

Яндекс.Метрика