Содержание
Используем виды платежей в «1С:Бухгалтерии 8»
Рассмотрим, как реализован и для чего используется механизм учета расчетов по налогу на прибыль организаций.
Для учета налога на прибыль организации в типовом плане счетов предусмотрен субсчет 68.04 «Налог на прибыль». К нему открыт счет 68.04.1 «Расчеты с бюджетом», который обобщает информацию о расчетах организации с бюджетом по налогу на прибыль.
По кредиту этого счета отражается начисление сумм налога, а его фактическая уплата в бюджет – по дебету. На нем фиксируются не только операции начисления и уплаты налога, а также суммы налога, относящиеся к предыдущим отчетным периодам, штрафы и пени по налогу. Программа позволяет вести учет разных видов расчетов отдельно друг от друга, при помощи набора аналитических субконто.
На счете 68.04.1 учет ведется по аналитике: «Виды платежей в бюджеты (фонды)» и «Уровни бюджетов».
Уровней бюджета, в которые уплачивается налог только два: федеральный и региональный. А для видов платежей в программе предусмотрен справочник, содержащий предопределенные элементы и не требующий никаких дополнительных настроек.
Для налога на прибыль могут быть выбраны значения, которые представлены в таблице 1.Таблица 1. Значения платежей по налогу на прибыль
Вид платежа | Применение |
Налог (взносы): начислено / уплачено | Применяется в операциях начисления и уплаты налога на прибыль. В программе начисление налога производится автоматически, в процессе закрытия месяца. Регламентная операция по расчету налога на прибыль выполняется ежемесячно. В случае, если в текущем налоговом периоде были обнаружены ошибки в декларации, пользователю следует вносить исправления в налоговую базу. При этом сам налог править не нужно, поскольку он будет пересчитан программой автоматически. Отсюда следует, что данный вид платежа не предназначен для использования в операциях, введенных вручную. |
Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно) | Используется для самостоятельного доначисления пользователями налога на прибыль в программе. Вид платежа используется в случаях, когда организацией были обнаружены ошибки в отчетности прошлых отчетных периодов и в результате часть налога была недоплачена. Проводки по доначислению сумм налога вносятся пользователями с помощью операции, введенной вручную. |
Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки) | Предназначен для доначисления сумм налога в тех случаях, когда ошибки в учете были обнаружены в ходе выездной или камеральной проверки. Проводки по доначислению сумм налога также вносятся пользователями с помощью операции, введенной вручную. |
Штраф: начислено / уплачено | Применяется для начисления штрафов, наложенных на организацию в результате проверки. Проводки по начислению штрафных санкций вносятся при помощи операции, введенной вручную. |
Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно) | В случае несвоевременной уплаты налога в бюджет организациям необходимо самостоятельно исчислить и уплатить пени. Для этого и используется данный вид платежа. Операции по начислению пени пользователь вносит с помощью операции, введенной вручную. |
Пени: начислено / уплачено (по акту проверки) | Также применяется для отражения проводок по начислению и уплате пени в программе. Однако этот вид платежа следует использовать, если факт нарушение сроков уплаты выявлено в ходе налоговой проверки. Операции по начислению пени пользователь вносит с помощью операции, введенной вручную. |
В оборотно-сальдовой ведомости по счету 68.04.1 пользователь может видеть суммы по каждому из видов платежей отдельно, что позволяет детально анализировать расчеты по налогу на прибыль. При заполнении регламентированной отчетности в программе также используются данные этого вида субконто. Рассмотрим, как это работает.
Пример.
В оборотно-сальдовой ведомости кредитовый оборот по виду платежа «Налог (взносы): начислено / уплачено» совпадает с суммой в строке 180 «Сумма исчисленного налога» Листа 02 Декларации по налогу на прибыль.
А также кредитовый оборот совпадает с суммой текущего налога на прибыль в строке 2410 Отчета о финансовых результатах.
Можно увидеть расшифровку строки 2460 «Прочее» Отчета о финансовых результатах. В эту строку относятся суммы доначисленного налога, а также штрафы и пени.
Представленный пример наглядно иллюстрирует, как использование аналитических субконто счета 68.04.1 влияет на заполнение бухгалтерской и налоговой отчетности
Поэтому при внесении ручных операций, затрагивающих этот счет, необходимо принимать во внимание особенности работы с субконто «Виды платежей в бюджет (фонды)» и следовать описанным выше рекомендациям по их применению
Варианты заполнения поля 101
Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
О том, какие проблемы с выбором статуса имели место при оформлении платежей по страховым взносам, читайте в материале «Основные статусы плательщика в платежном поручении».
Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:
- 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
- 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
- 08 ― этот код используют предприятия и прочие физлица, уплачивающие страховые взносы за наемных работников.
- 09, 10, 11, 12 — самозанятые лица (ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры), уплачивающие налоги за себя.
- 13 ― налогоплательщики ― прочие физические лица.
Обратите внимание! С 01.10.2021 ИП, адвокаты, нотариусы и главы КФХ при перечислении денег в налоговую будут указывать код статуса плательщика 13, который сейчас используют физлица. Обо всех изменениях в реквизитах на заполнение платежного поручения мы рассказали здесь
Поле 101 платежного поручения в 2021 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102–110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.
Подробнее о ситуации со 110-м полем читайте в статье Вопрос о 110-м поле платежки решен окончательно.
Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.
Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.
Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности перечисляет в ФСС страховые взносы на травматизм за своих наемных работников, статус плательщика указывается с кодом 08 независимо от того, является он организацией или ИП.
Пример 1
Какой код следует прописать в поле 101 при перечислении НДФЛ? Использовать статус 01, указывающий на плательщика — юридическое лицо, неверно. В этом случае при перечислении денежных средств налоговыми агентами за своих работников необходимо проставить 02. Уплачивающие налог на доходы предприниматели используют значение кода 09. Перечисляющие НДФЛ нотариусы ― код 10, адвокаты ― код 11. Прочие физические лица, которые уплачивают налог, образовавшийся в результате оказания разовых услуг, проставляют в поле статуса код 13.
Однако с 01.10.2021 ИП, адвокаты, нотариусы и главы КФХ при перечислении денег в налоговую будут указывать код статуса плательщика 13, который сейчас используют физлица. Обо всех изменениях в реквизитах на заполнение платежного поручения мы рассказали здесь.
Пример 2
Какой статус плательщика проставляется при оплате земельного налога?
Поле 101 заполняется в зависимости от владельца земельного участка. Для организаций статус плательщика равен 01. Предприниматели, использующие участки в своей деятельности, связанной с получением прибыли, проставляют код 09. Налог на землю в случаях, когда владельцами являются прочие физические лица, уплачивается с кодом 13.
С ноября 2016 года в силу вступило правило о том, что уплата налога возможна третьим лицом. Заполнение платежного документа в этом случае имеет свои особенности.
Подробнее об оформлении документа на оплату налога третьим лицом читайте в материалах:
- «Утверждены правила заполнения платежных поручений при уплате налогов третьими лицами»;
- «Нюансы платежки при уплате налога за третье лицо.
Как заполнить платежку при переводе средств на карту «Мир»
ЦБ РФ разъяснил, что при переводах средств на карты «МИР» по определенным выплатам (в т. ч. по пенсиям, стипендиям, зарплате бюджетников) в реквизите «Код выплат» (110) платежного поручения указывается «1».
Значения реквизитов «Банк получателя» (13), «БИК» (14), «Счет №» (15), «Счет №» (17) указываются в соответствии с правилами перевода денежных средств.
Как в платежке отразить выплату за счет средств бюджета
Центробанк не так давно установил новые требования к заполнению платежных поручений. Теперь в них должно быть заполнено поле 110, в котором нужно указывать код выплаты при перечислении бюджетных средств в пользу физических лиц.
Платежное поручение содержит распоряжение плательщика банку или органу казначейства о перечислении денежных средств с его расчетного или лицевого счета на счет получателя.
Форма бланка платежного поручения утверждена Положением Банка России 19.06.2012 № 383-П (в ред. от 11.10.2018) (далее – Положение № 383-П). Правила заполнения его реквизитов, а также основная информация о расчетах указаны в Приказе Минфина от 12.11.2013 № 107н (в ред. 05.04.2017).
Как заполнить поле 110
Итак, Указанием Банка России от 5 июля 2021 г. № 4449-У были внесены поправки в Положение № 383-П . Это было необходимо для того, чтобы банкиры могли отслеживать исполнение требования Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» о безналичных выплатах за счет бюджета только на карты «Мир».
То есть при переводе денежных средств в пользу физических лиц за счет бюджетных средств отправители должны заполнять поле 110 платежного поручения. Оно располагается в одном блоке полей, которые заполняют при перечислении средств в бюджетную систему, до информации о назначении платежа. Это поля 104 – 110.
Так, в поле 104 прописываем КБК в соответствии с Приказом Минфина № 132н от 08.06.2018.
При уплате налогов в поле 105 ставят нужные коды ОКТМО. В поле 106 – «Основание платежа». В поле 107 указывают период, в котором у работника возник облагаемый доход. Например, при перечислении НДФЛ здесь надо указать месяц, на который приходится день выплаты («МС.07.2019», «КВ.02.2019», «ПЛ.02.2019», «ГД.00.2019», «04.09.2019»).
Номер требования или другого документа, на основании которого проводим платеж, указываем в поле 108 с кратким пояснением вида документа (ТР – требование, РС – решение о рассрочке и т. д.), в поле 109 ставим дату этого документа.
Что же касается поля 110 («Код выплат»), то вы помните, что до внесения изменений это поле считалось «информативным» и заполнять его было не обязательно, за исключением случаев перечисления сборов за 2014 и более ранние периоды.
Но вот теперь и этому полю нашли применение.
ЦБ РФ разъяснил, что при переводах средств на карты «Мир» по определенным выплатам в реквизите 110 платежного поручения указывается код «1». Это касается пенсий, стипендий, зарплаты бюджетников.
Как это работает
Если код «1» в поле 110 заполнен, то это является указанием банку получателя на то, что у владельца счета должна быть эмитированная платежная карта «Мир». Если выяснится, что у получателя к банковскому счету прикреплена карта «Мир», банк должен зачислить ему сумму выплаты.
Если же карты «Мир» у получателя нет, то банк отражает сумму выплаты на счете по учету сумм невыясненного назначения. После этого банк должен не позднее следующего операционного дня направить получателю средств уведомление с предложением в срок не позднее 10 рабочих дней явиться и получить сумму выплаты наличными деньгами. Вместе с тем получатель может представить банку распоряжение о зачислении суммы выплаты на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием карты «Мир».
Если в течение этих 10 дней гражданин не получит свои деньги или не предоставит распоряжение о их зачислении на другой подходящий счет, то банк должен их вернуть плательщику.
Заметим, что при обычных перечислениях, за счет собственных средств организации, поле 110 заполнять не нужно.
Видео: Обсуждение новой редакции
Расчеты инкассовыми поручениями
Инкассовое поручение часто применяется при торговых операциях, когда договор предусматривает посреднические услуги банка при обмене денежных средств на оформление документов по контракту. Бенефициаром средств может являться и сам банк отправитель, так и банк плательщика.
Проведение операции по инкассо происходит следующим образом:
- достигается договорённость между сторонами об использовании этой формы проведения транзакции;
- выдача инкассо поручения и выпуск необходимых документов;
- пересылка ордера банком-ремитентом банку плательщика (инкассирующему);
- после проведения оплаты плательщиком ему выдаются документы необходимые для получения товара и закрытия сделки.
В случае когда бенефициаром является банк плательщика, используются условия договора об обслуживании между сторонами и согласно этим условиям выписывается банковский ордер.
Расчеты чеками
Согласно правилам, определенным Центральным Банком Российской Федерации, осуществление расчетов посредством выписки и погашения чеков устанавливается федеральным законом. На его основании составляется договор.
Исключением при обороте чековых ордеров среди кредитных организаций является Банк России. При взаимодействии с ним этот вид расчётов не применяется.
Расчеты платежными поручениями
Платёжное поручение обязует банк произвести перевод средств с банковского счёта отправителя либо без открытия счёта бенефицианту, согласно данным указанным в распоряжении плательщика, поданного в бумажной или электронной форме.
Помимо расчётного, перевод платежным поручением практикуется и по депозитным счётам.
Согласно приложениям 1– 3 положения «О правилах осуществления перевода денежных средств» платёжное требование должно содержать:
- данные отправителя и получателя;
- банковские реквизиты банков отправителя и получателя (название, БИК ,номер расчетного счёта);
- сумму и назначение платежа;
- дату оформления и подпись отправителя.
Платёжное требование действительно на протяжении десяти календарных дней с даты его оформления. Если получателем денег является сама финансовая организация, то при транзакции выписывается кассовый ордер.
Перевод средств по требованию получателя
Расчёты посредством перевода финансовых ресурсов по требованию бенефициара или прямое дебетование регламентируется федеральными законодательными актами с учетом норм пунктов 1,2– 4 документа от 2012 года Центра банка РФ №383 п.
Кроме того, что требование на перевод средств исходит от получателя, этот метод осуществления безналичного перечисления средств ничем не отличается от перевода по платёжному поручению.
Формы расчетов
Осуществление перевода средств банками по существующим банковским счетам или без открытия счёта должно проходить строго в рамках федерального закона, подкреплённого нормативными документами Банка РФ.
Участникам финансового рынка доступны следующие формы проведения безналичных платежей:
- выпуск аккредитива;
- платёж по требованию бенефициара;
- выписка и погашение чеков;
- платёжное требование;
- инкассо поручение.
Расчеты по аккредитиву
При открытии аккредитивабанку-эмитенту плательщиком выдаются условия, при выполнении которых банку следует отправить средства получателю.
Исполнителем по аккредитиву могут выступать:
- банк, выпустивший аккредитив;
- банк получателя;
- любое иное финансовое учреждение.
Аккредитив выступает обособленным от договора документом и исполняется отдельно. Предусмотрены электронная и бумажная форма эмиссии, изменения, оповещения и других действий, связанных с выполнением платежа этой формы.
Форма аккредитива указана в пункте 6.7 и должна включать в себя:
- номер и дата оформления;
- сумма платежа;
- реквизиты всех контрагентов, участвующих в операции;
- вид и срок действия документа;
- способ выполнения;
- перечень документов, которые необходимо предоставить получателем для проведения транзакции;
- граничные сроки подачи подтверждающих исполнение условий бумаг;
- порядок выплаты вознаграждения эмитента.
Аккредитив помимо требуемых данных может содержать и дополнительную информацию, по договорённости сторон. Упразднение строгой формы документа, в частности, позволило банкам применять при выпуске аккредитивов международные стандарты расчётов UPS 600.
Аккредитив и его форма: прежняя или по-новому?
В связи с вступлением в силу Положения N 383-П возникли вопросы относительно применения п. 6.7 данного Положения: должен ли банк устанавливать форму аккредитива, а также можно ли применять форму 0401063 после 9 июля 2012 г.?
Действительно, в части использования аккредитива после вступления в силу Положения N 383-П произошли важные изменения. В частности, теперь кредитная организация должна самостоятельно установить и закрепить во внутренних документах реквизиты и форму (на бумажном носителе) аккредитива.
В аккредитиве должна быть указана следующая обязательная информация: номер и дата аккредитива, сумма аккредитива, реквизиты плательщика, реквизиты банка-эмитента, реквизиты получателя средств, реквизиты исполняющего банка, вид аккредитива, срок действия аккредитива, способ исполнения аккредитива, перечень документов, представляемых получателем средств, и требования к представляемым документам, назначение платежа, срок представления документов, необходимость подтверждения (при наличии), порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков. В аккредитиве может быть указана иная информация.
Форма 0401063 не применяется с 9 июля 2012 г., она утратила силу с введением в действие Положения N 383-П. Несмотря на это, до того как форма аккредитива будет разработана и утверждена, вполне возможно использовать прежнюю форму.
Отказ от унифицированных форм — это уже тенденция; например, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель кредитной организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, должен утверждать формы всех первичных документов.
Причем кредитная организация должна разрабатывать и утверждать в составе учетной политики не только нетиповые формы, а все формы без исключения. Конечно, за образец могут приниматься унифицированные формы, но в перспективе унифицированные формы корректироваться регулятором уже не будут, поэтому устаревшие позиции в этих формах кредитные организации должны будут изменять самостоятельно.
Таким образом, в целях реализации п. 1.8 Положения N 383-П банку необходимо самостоятельно разработать и утвердить форму аккредитива.
А.В.Габбасова
Аудитор
департамент банковского аудита
ООО «Листик и Партнеры»
Значение поля 108 при налоговых платежах
Значение поля 108 зависит от основания платежа. Если погашается текущая задолженность по налогам (страховым сборам) или речь идет о добровольной уплате недоимки, в поле 108 платежного поручения следует поставить значение 0. В этом случае основание платежа (ТП или ЗД) указывается в поле 106.
О том, какие изменения в реквизитах платежного поручения на уплату налогов произошли в 2021 году, в том числе в поле 106, мы рассказали здесь. Кроме того изменились реквизиты Казначеств: № счета, наименование банка, а в поле 15 теперь нужно указывать номер банковского счета, который входит в состав ЕКС. Эти изменения действуют с 01.05.2021 года. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 — переходный, т.е. банки будут принимать платежки как со старыми, так и с новыми реквизитами.
Но в некоторых случаях при перечислении денег в бюджет поле 108 следует заполнить, указав в нем номер документа – основания платежа. Для этого необходимо наличие документа, который обязывает налогоплательщика погасить задолженность на основании вынесенных решений налоговых или судебных органов. Номеру документа должен соответствовать один из следующих кодов, проставленных в поле 106:
- ТР. Означает выставленное требование налоговых органов. При обнаружении недоимки инспекция вправе прислать налогоплательщику документ с указанием вида налога или страхового взноса и суммы на перечисление. Срок погашения задолженности указывается в требовании.
- РС. Погашение задолженности в рассрочку. В соответствии с п. 3 ст. 61 НК РФ налогоплательщики, не имеющие возможность погасить задолженность перед бюджетом вовремя, могут получить рассрочку. Налоговый орган может выдать разрешение, позволяющее вносить требуемый платеж равномерно в течение года. Но для этого необходимо привести веские основания (ущерб, полученный в результате стихийного бедствия, сезонный характер работ) с подтверждающими документами. Кроме того, придется оплатить проценты на сумму задолженности, не погашенной в установленный срок (п. 2 ст. 61 НК РФ).
О нюансах получения рассрочки читайте здесь.
- ОТ. Номер решения об отсрочке текущего платежа, принятого налоговым органом. В некоторых обстоятельствах субъекты не имеют возможности уплатить сумму начисленного налога полностью в срок. В таком случае можно обратиться в инспекцию с заявлением об отсрочке платежа. Налоговые органы обязаны принять соответствующее решение не позднее 30 дней.
- РТ. Указывается номер принятого налоговиками решения о реструктуризации. В случае невозможности погашения организацией задолженности по налогам и пеням она может воспользоваться льготными условиями в соответствии с принятым графиком погашения долговых обязательств.
- ПБ. Номер дела по вынесенному арбитражным судом решению. Иногда между налогоплательщиками и контролирующими органами возникают споры по поводу правильности начисления и полноты уплаты бюджетных обязательств. Если арбитражный суд согласится с требованиями налоговиков, плательщику придется перечислить недостающие суммы по налогам на основании решения, вынесенного арбитражным судом.
- ПР. Используется номер решения о приостановлении взыскания при погашении плательщиком этой задолженности.
- АП. Подразумевается номер акта выездной или камеральной проверки, в результате которой произошло доначисление налогов, пеней и штрафов.
- АР. Оплата по номеру исполнительного документа, выданного в результате возбужденного дела.
С 2015 года в поле 108 указываются также номера следующих документов, на основании которых совершается платеж:
- ИН. Номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита — еще одного способа изменения установленного срока уплаты по налогам. Помимо отсрочки исполнения платежа, он несет в себе некоторые признаки бюджетного кредитования с последующей уплатой начисленных процентов и основной суммы долга. Период пользования средствами может достигать 10 лет. Часто применяется при начислении налога на прибыль.
- ТЛ. Проставляется номер определения арбитражного суда, удовлетворяющего заявление о погашении требований к должнику.
Проверьте, правильно ли вы заполнили платежное поручение на уплату налогов. Для этого воспользуйтесь советами от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе и бесплатно переходите к Готовому решению.
Контрагенты и верификация
Банковская операция должна быть удостоверена:
- подпись уполномоченного лица либо её аналог;
- электронная подпись;
- код либо пароль.
Контрагентами при проведении безналичных средств могут выступать (согласно п. 2.3 постановления):
- физические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица;
- банковские учреждения;
- органы осуществляющие взыскания средств (фискальные, исполнительные службы).
Реформаторским в пакете этих законов является акцепт банками платёжных документов от юридических лиц без наличия подписи главного бухгалтера предприятия( З. РФ о бухгалтерском учете).
Какие платежки принимают банки
Не только налоговые агенты путаются с методом заполнения поля 110, но и у банковских работников нет четких инструкций, какие платежки принимать. Некоторые сотрудники проводят платежи по документам, в поле 110 которых проставлен «0». Другие, ссылаясь на закон, требуют, чтобы поле оставалось пустым или в нем стоял пробел. А для кого-то разницы не существует.
Внимание! Даже при недостатке денежных средств на расчетном счете налогового агента, банковский сотрудник должен принять платежку с нулевой или совсем незаполненной строчкой 110, но исполнена она будет только после пополнения счета на достаточную сумму. Чтобы исполнение финансового поручения было осуществлено по всем правилам, а деньги вовремя поступили к получателю, следует подстраиваться под требования, предъявленные к платежным документам и полю 110, установленные обслуживающим предприятие банком
Чтобы исполнение финансового поручения было осуществлено по всем правилам, а деньги вовремя поступили к получателю, следует подстраиваться под требования, предъявленные к платежным документам и полю 110, установленные обслуживающим предприятие банком.
Распоряжение клиента в электронном виде
Положение N 383-П предполагает возможность поступления в банк распоряжений как на бумажном носителе, так и в электронном виде
Важно, что между распоряжениями, поступающими на бумажных носителях, и распоряжениями, поступающими в электронном виде, существуют различия в процедурах приема и исполнения, в частности, перевод электронных денег осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента
Если распоряжение клиента поступает в электронном виде, то количество электронных подписей должно соответствовать количеству подписей в карточке с образцами подписей и оттиска печати. На практике возникают вопросы относительно случая, если в карточке с образцами подписей и оттиска печати есть право первой и второй подписи: в этом случае распоряжение также должно иметь две электронные подписи?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к природе электронной цифровой подписи. По своей сути электронная цифровая подпись в электронном документе есть эквивалент собственноручной подписи на бумажном документе.
Таким образом, если исходить из того, что электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи на бумажном документе, то количество образцов электронных подписей, необходимое для подтверждения электронных документов, определяется исходя из количества первых и вторых подписей в карточке с образцами подписей и оттиска печати клиента.